Кованые украшения церквей в эпоху средневековья
Во времена средневековья Англия, Франция, Италия и Германия соперничали друг с другом в искусстве ковки. В средние века в Европе мастерство кузнецов и изготавливаемые ими изделия были доведены до совершенства. Предметы с коваными элементами, предназначенные для использования в быту, могли сравниться по красоте и изяществу с искусно сделанными оградами могил, церквей и часовен, а также внутренним убранством соборов.
Сегодня в музеях можно увидеть разнообразное оружие и доспехи времен средневековья, выполненных с помощью художественной ковки. Однако, металл в средние века стоил достаточно дорого, а владельцы подобных изделий часто менялись, что способствовало их постепенному износу, разрушению и последующему исчезновению. Несмотря на это, до наших дней дошло множество образцов хорошо сохранившихся бытовых предметов и церковного декора, используемого для украшения священных зданий.
Кованый декор церковных дверей
Декоративное оформление церковных дверей во времена средневековья состояло из рамы с металлическими завитками, и петель, в сочетании в которыми она образовывала единую конструкцию. Данный прием характерен для итальянских кузнецов, в частности мастеров из Вероны и Рима.
Интересным образцом кузнечного мастерства является часовня в английском городе Виндзор. Ее дверь была изготовлена в XV веке, но кованые элементы, используемые для ее оформления, относятся к более ранней эпохе. Некоторые из них дошли до наших дней в поврежденном виде. Однако, несмотря на частичное разрушение, данная конструкция и сегодня впечатляет своим дизайном и красотой.
Превосходно сохранился декор на двери церкви Итон Брей, которая находится в восточной части Англии. Он состоит из лент и розеток для дверных молоточков. Завитки и металлические элементы конструкции украшены гравировкой.
Образцы кузнечного мастерства
В средние века кузнецы часто применяли прием, получивший название «vesica». Он представлял собой пересекающиеся овалы, промежутки между которыми заполнялись ажурным плетением, витками-восьмерками и красивыми узорами. Кованые декоративные элементы использовались также для украшения крышек сундуков. Металлические завитки, образующие причудливые растительные орнаменты, полностью покрывали их поверхность.
Для работ английских мастеров художественной ковки характерны следующие особенности:
- Часто использование королевской символики, корон, изображений животных, монограмм, масок и геральдических лилий.
- Строгие формы и выверенная геометрия.
- Преобладание элементов готического стиля.
Наиболее ранние образцы художественной ковки можно увидеть на дверях Барфрестонской церкви, расположенной в графстве Кент, а также в Рипонском и Даремском соборах. Для их оформления использованы искусно сделанные петли, покрытые гвоздиками с выпуклыми шляпками. Места соединения с хомутиком декорированы коваными листьями необычной формы, подобной голове животного. По утверждению историков данный прием является грубой копией работ мастеров XIII века или более поздних образцов последующей эпохи.
Двери Даремского собора украшены оригинальными дверными кольцами. Они представляют собой открытую львиную пасть с острыми зубами в окружении пышной гривы. Аналогичные образцы можно увидеть в некоторых церквях Германии и Франции.
Ограды могил в церквях
Решетки оград, которые защищают могилы в соборах, построенных в средние века, похожи на ограждения, сохранившиеся в Вестминстерском аббатстве. В их дизайне чувствуется итальянское и французское влияние. Разнообразие кованым узорам придают розетки, листья и маленькие головы животных, держащие в пасти поперечные прутья.
Могилу Генри III и находящуюся рядом с ней часовню ограждает красивейшая решетка. Она выполнена в виде ограды, по верху которой расположены острые шипы. Во Франции этот прием называется «chevaux de frise».
Еще одним интересным образцом является могила архиепископа Меофема, находящаяся в Кентерберийском соборе. Дизайн ее ограждения напоминает работу итальянских кузнецов. Решетка чрезвычайно легкая и представляет собой серию двойных завитков, обвивающихся вокруг прутьев.